Farnsworth
Специалист
- Регистрация
- 25.08.2009
- Сообщения
- 2 490
- Детектор
- x50
Аппаратура истребителей МИГ-29К, МИГ-35 и Т-50
ВМФ хочет купить новые палубные истребители МиГ-29К, которые относятся к многофункциональным истребителям поколения "4++" и разрабатывались для индийцев. Спасибо индийцам !
В сентябре 2009 года три МиГ-29К успешно прошли испытания на ТАРК "Кузнецов".
МИГ-29К (МиГ-29КУБ - двухместный) имеют усовершенствованный планер с 15%-й долей композиционных материалов и пониженной радиозаметностью. Значительно увеличена емкость топливных баков и есть система дозаправки в воздухе.
Перегонная дальность без подвесных баков - 2000 км.
Перегонная дальность с тремя подвесными баками - 3000 км.
Бортовая электроника объединена мультиплексной шиной по протоколу MIL-STD-1553B.
Двигатели - РД-33МК - 2 шт. Тяга 2х9000 кгс, ресурс - 4000 часов.
Максимальная взлетная масса - 24,5 т (сможет ли влететь с такой массой с "Кузнецова" ?)
Максимальная скорость полета - 2200 км/час
Практический потолок - 17,5 км.
Ресурс - 6000 час.
МИГ-29К имеет 4 генератора вместо двух на обычном МИГ-29. Режим "энергоуза" позволяет стартерам приводить в действие коробку самолётных агрегатов без включения двигателей - это позволяет автономно проверять оборудование и экономить ресурс двигателей.
На новом "МиГе" установлены новые системы вооружения и оборудование.
Установлена бортовая кислорододобывающая установка.
Кабина имеет 3 дисплея и широкоугольный индикатор на лобовом стекле (см. фото ниже).
Глоссарий:
ЩАР - щелевая антенная рещётка (для радаров с механическим сканированием луча).
ПФАР - пассивная фазированная антенная рещётка (для радаров с электронным сканированием луча и генератором на СВЧ лампе).
АФАР - активная фазированная антенная рещётка (для радаров с электронным сканированием луча. Содержит сотни ППМ).
ППМ - приемо-передающий модуль для АФАР. Передатчик - на базе мощных полевых танзисторов.
МИС - монолитная интегральная схема, входит в состав ППМ.
С радарами семейства "Жук" в прессе существует большая путаница. На МИГ-29К установлен серийный многорежимный когерентный радар Х-диапазона - "Жук-МЭ", который имеет антенну ЩАР (щелевую антенную рещётку с механическим сканированим луча) диаметром 624 мм, а вовсе не активную фазированную антенную решетку (АФАР), как пишут в прессе. "Жук-МЭ" "видит" на дальность до 120 км, может сопровождать 10 целей и атаковать 4 из них. Это воздушные, надводные и наземные цели. Есть режим картографирования местности.
ЩАР представляют из себя плоскую проверхность с десятками щелей, позволяющих создать луч требуемой формы. Форма этого луча неизменна. ЩАР-антенна значительно проще и дешевле, чем пассивная ФАР (ПФАР) и АФАР. Обычные парабалические и щелевые антенны радаров сканируют воздушное пространство за счёт постоянного движения моторами. Такие антенны требуют крупных обтекателей, потому такие большие "носы" у СУ-27 и МИГ-29.
Радары с механическим сканирование луча имеют огромный недостаток. Например, если включен режим сопровождения цели, то поиск новых целей невозможен. А обстрел нескольких целей возможен только в узком диапазоне углов прицеливания.
Луч АФАР-радаров в пространстве перемещается в тысячи раз быстрее, чем у обычных радаров, т.к. луч управляется электронным способом. Луч АФАР устанавливается в заданную точку пространства за единицы микросекунд (луч ПФАР - за сотни микросекунд). АФАР-радары могут менять фазу, амплитуду и частоту излучения. Имеется возможность создавать в пространстве "дыры" в сторону помех, тем самым значительно повышается помехозащищённость радара. Можно наводить несколько ракет на цели удалённые друг от друга и др. Возможна селективная трехмерная обработка данных ! Современный радар может работать примерно в 50-ти режимах. Поэтому разработка софта для АФАР-радаров будет длится многие годы во всём мире и наши отечественные разработчики ещё мало чего успели сделать по этой части. А вот по радарам с ПФАР у наших фирм есть громадный задел в области моделей и программирования.
Новейший радар "Жук-А" имеет АФАР состоящую из 1016 миниатюрных приемопередающих модулей (ППМ) охлаждаемых жидкостью. Испытания этого радара завершились только в сентябре 2009 года, он предназначен для МИГ-35, который мало отличается от МИГ-29К (у МИГ-35 нет гака, нет складывающихся крыльев и т.п.).
Американцы затратили огромные ресурсы и лидируют в сфере радаров с АФАР. Cерийный радар AN/AGP-77 на F-22A имеет примерно 1500 ППМ. Максимальная выходная мощность AN/AGP-77 - 16,5 КВт.
Новейший радар "AN/APG-81" для самолёта F-35 имеет примерно 2000 шт. Это означает большую мощность, дальность обнаружения и большее разрешение в режиме радиолокационного картографирования местности. Важно: большее разрешение позволяет эффективно обнаруживать и селектировать цели на фоне помех, особенно в ночное время. У "Жук-МЭ" разрешение 5х5м, у "AN/APG-81" этот параметр на порядок лучше. Полагают, что "AN/APG-81" в состоянии обнаружить СУ-27 на дистанции 350 км.
Американские АФАР-радары использует при работе широкополосный щумоподобный сигнал пониженной мощности, который довольно трудно обнаружить. Такой режим - это главное преимущество АФАР, т.к. каждый из его многочисленных ППМ могут одновременно работать на разных частотах. Такой режим недостижим у радаров на пассивных ФАР, например у новейшего радара "Ирбис-Э" на Су-35. Зато радары на пассивных ФАР намного дешевле и проще !
В ПФАР тоже применяется технология электронного сканирования луча, но при помощи многочисленных фазовращателей на специальных ферритах. Бомбандировщик В-1В, разведчик E-8J, МИГ-31, СУ-34, СУ-35 имеют радары с ПФАР. Радары с ПФАР в наземных комплексах ПВО применяются значительно чаще, чем на самолётах. Мало кто знает, что СССР был мировым лидером в области ПФАР и обгонял в 80-е годы даже США.
Кабина МИГ-35
В АФАР-антенне "Жук-А" каждое из 1016-ти приемопередающих устройств может самостоятельно сканировать воздушное пространство: отклонение луча +-60 градусов во все стороны.
"Жук-А" видит обычный истребитель на дальность 200 км, может сопровождать 30 целей и атаковать 8 из них. Цели: воздушные, надводные и наземные. Есть режим картографирования местности, как у радаров на F-22 и F-35.
Разработчик радаров семейства "Жук" - "Фазотрон-НИИР".
Преимущества радара "Жук-А":
Широкая полоса частот позволяет интегрировать радар с системой помех, передачей данных и др. Т.е. не нужно под каждую систему городить отдельную антенну.
Высокая надёжность за счёт отсутсвия сложной механики сканирования антенны.
Повышена излучаемая мощность радара, только один элемент АФАР имеет импульсную мощность 5-8 Вт в двух-сантиметровом диапазоне.
Разрешение радиолокационной карты: 1х1 м.
Вес - 220 кг
Потребляемая мощность радара - примерно 8 кВт
Приятно отметить, что отечественная электронная промышленность самостоятельно производит для АФАР сложные монолитные интегральные схемы - МИС. МИС - это основа таких систем. Для радара "Жук-А" МИС изготавливает "НПФ Микран" (Томск) и ОАО "НИИПП" (Томск) которые используют гибридные технологии. Под радар для истребителя 5-го поколения Т-50, МИС производит НПП "Исток" в г. Фрязино, который использует более прогрессивную технологию монолитных СВЧ микросхем.
Разработка и производство мощных полевых транзисторов СВЧ является сложнейшей задачей. Только самые передовые фирмы решили эту проблему, в основном - это "Fujitsu" и "Toshiba". Для производства мощных полевых транзисторов и интегральных схем (МИС СВЧ) для ППМ, государство выделяло НПП "Исток" огромные средства. По части государственных вложений - "Исток" абсолютный лидер среди предприятий электронной промышленности России. Для серийного производства МИС на "Истоке" были построены две мощные производственные линии с новейшим японским оборудованием.
Ещё целый ряд отечественных фирм занимается АФАР комплетующими, в том числе НПП "Пульсар" (Москва) и "Светлана". НПП "Пульсар" занимается проектированием приёмо-передающих модулей для АФАР L-диапазона (1-1,5 ГГц). Из модулей "Пульсара" спроектированны АФАР, которые монтируются в передней кромке крыльев "Т-50" и других новейших самолётов. В кромку крыла также планируют ставить АФАР-ЗГО, для запросчика госопознавания.
Для истребителя 5-го поколения "Т-50", НИИП им. В.Тихомирова (конкурент "Фазотрон-НИИР") разработал АФАР-радар Х-диапазона (на базе ПФАР радара "Ирбис-Э") содержащий 1526 ППМ.
Предполагаемые ТТХ радара для Т-50:
Диапазон: 8-12 ГГц
Цели: 4 наземные, 30 воздушных из них 8 - одновременный обстрел.
Дальность: ЭПР=3 кв.м - 400км, ЭПР=0,01 кв.м - до 90 км.
Углы обзора: 240 градусов это вдвое больше, чем у AN/AGP-77 за счёт дополнительного двухстепенного привода.
Мощность: 18 КВт.
Каждая модуль ППМ радара АФАР стоит больших денег, а спалить ППМ мощным внешним излучение значительно проще, чем радар ПФАР у которого многочисленные ферриты-фазовращатели спалить невозможно. Сама по себе проблема защиты входных каскадов ППМ от мощных внешних излучений является сложной технической задачей. Поэтому критика радара "Ирбис-Э" с поворотной ПФАР не вполне обоснована.
Новый бомбандировщик СУ-34 имеет радар "Хищник" Б004 с неподвижной ПФАР разработки НПО "Ленинец" (СПБ).
Помимо различных ракет, МИГ-35/29К может нести 4 корректируемые бомбы "КАБ-500Кр" с микропроцессорным телевизионным автоматом слежения. Это старая разработка советского ВПК. В ночное время эту бомбу применять невозможно, т.к. попросту не работает телевизионная камера бомбы, а наведения по спутникам нет.
Дальность пуска бомбы: 2...9 км - это мало и позволяет средствам ПВО сбить самолёт до сброса бомб.
Высота сброса КАБ-500Кр: 0,5...5 км. Отклонение: 4...7 м. Общий вес бомбы - 520 кг. Вес взрывчатого вещества - 100 кг.
МИГ-29К (МИГ-35) сможет нести и новую бомбу КАБ-500С с аппаратурой спутникового наведения. Для этой бомбы (и ракеты Х-25) московское КБ "Компас" разработало приёмник ГЛОНАСС/GPS - "ПСН-2001" (12 каналов). Эту бомбу можно применять в любое время суток.
Заявлено круговое отклонение - примерно 10 м. Высота сброса: 0,5...10 км. Дальность пуска - до 9 км - это очень мало, по сравнению с аналогичной бомбой "JDAM", которую можно сбрасывать на растоянии до 28 км от цели. В Ираке США успешно применили 6500 бомб "JDAM"...
И.Кротов
Москва
10.10.09...6.02.10 г.
Радар"Жук-МЭ" для МИГ-29К имеет поворотную щелевую антенну
"Жук-АЭ" для МИГ-35.
Радар с АФАР, разработчик - "Фазотрон-НИИР"
ВМФ хочет купить новые палубные истребители МиГ-29К, которые относятся к многофункциональным истребителям поколения "4++" и разрабатывались для индийцев. Спасибо индийцам !
В сентябре 2009 года три МиГ-29К успешно прошли испытания на ТАРК "Кузнецов".
МИГ-29К (МиГ-29КУБ - двухместный) имеют усовершенствованный планер с 15%-й долей композиционных материалов и пониженной радиозаметностью. Значительно увеличена емкость топливных баков и есть система дозаправки в воздухе.
Перегонная дальность без подвесных баков - 2000 км.
Перегонная дальность с тремя подвесными баками - 3000 км.
Бортовая электроника объединена мультиплексной шиной по протоколу MIL-STD-1553B.
Двигатели - РД-33МК - 2 шт. Тяга 2х9000 кгс, ресурс - 4000 часов.
Максимальная взлетная масса - 24,5 т (сможет ли влететь с такой массой с "Кузнецова" ?)
Максимальная скорость полета - 2200 км/час
Практический потолок - 17,5 км.
Ресурс - 6000 час.
МИГ-29К имеет 4 генератора вместо двух на обычном МИГ-29. Режим "энергоуза" позволяет стартерам приводить в действие коробку самолётных агрегатов без включения двигателей - это позволяет автономно проверять оборудование и экономить ресурс двигателей.
На новом "МиГе" установлены новые системы вооружения и оборудование.
Установлена бортовая кислорододобывающая установка.
Кабина имеет 3 дисплея и широкоугольный индикатор на лобовом стекле (см. фото ниже).
Глоссарий:
ЩАР - щелевая антенная рещётка (для радаров с механическим сканированием луча).
ПФАР - пассивная фазированная антенная рещётка (для радаров с электронным сканированием луча и генератором на СВЧ лампе).
АФАР - активная фазированная антенная рещётка (для радаров с электронным сканированием луча. Содержит сотни ППМ).
ППМ - приемо-передающий модуль для АФАР. Передатчик - на базе мощных полевых танзисторов.
МИС - монолитная интегральная схема, входит в состав ППМ.
С радарами семейства "Жук" в прессе существует большая путаница. На МИГ-29К установлен серийный многорежимный когерентный радар Х-диапазона - "Жук-МЭ", который имеет антенну ЩАР (щелевую антенную рещётку с механическим сканированим луча) диаметром 624 мм, а вовсе не активную фазированную антенную решетку (АФАР), как пишут в прессе. "Жук-МЭ" "видит" на дальность до 120 км, может сопровождать 10 целей и атаковать 4 из них. Это воздушные, надводные и наземные цели. Есть режим картографирования местности.
ЩАР представляют из себя плоскую проверхность с десятками щелей, позволяющих создать луч требуемой формы. Форма этого луча неизменна. ЩАР-антенна значительно проще и дешевле, чем пассивная ФАР (ПФАР) и АФАР. Обычные парабалические и щелевые антенны радаров сканируют воздушное пространство за счёт постоянного движения моторами. Такие антенны требуют крупных обтекателей, потому такие большие "носы" у СУ-27 и МИГ-29.
Радары с механическим сканирование луча имеют огромный недостаток. Например, если включен режим сопровождения цели, то поиск новых целей невозможен. А обстрел нескольких целей возможен только в узком диапазоне углов прицеливания.
Луч АФАР-радаров в пространстве перемещается в тысячи раз быстрее, чем у обычных радаров, т.к. луч управляется электронным способом. Луч АФАР устанавливается в заданную точку пространства за единицы микросекунд (луч ПФАР - за сотни микросекунд). АФАР-радары могут менять фазу, амплитуду и частоту излучения. Имеется возможность создавать в пространстве "дыры" в сторону помех, тем самым значительно повышается помехозащищённость радара. Можно наводить несколько ракет на цели удалённые друг от друга и др. Возможна селективная трехмерная обработка данных ! Современный радар может работать примерно в 50-ти режимах. Поэтому разработка софта для АФАР-радаров будет длится многие годы во всём мире и наши отечественные разработчики ещё мало чего успели сделать по этой части. А вот по радарам с ПФАР у наших фирм есть громадный задел в области моделей и программирования.
Новейший радар "Жук-А" имеет АФАР состоящую из 1016 миниатюрных приемопередающих модулей (ППМ) охлаждаемых жидкостью. Испытания этого радара завершились только в сентябре 2009 года, он предназначен для МИГ-35, который мало отличается от МИГ-29К (у МИГ-35 нет гака, нет складывающихся крыльев и т.п.).
Американцы затратили огромные ресурсы и лидируют в сфере радаров с АФАР. Cерийный радар AN/AGP-77 на F-22A имеет примерно 1500 ППМ. Максимальная выходная мощность AN/AGP-77 - 16,5 КВт.
Новейший радар "AN/APG-81" для самолёта F-35 имеет примерно 2000 шт. Это означает большую мощность, дальность обнаружения и большее разрешение в режиме радиолокационного картографирования местности. Важно: большее разрешение позволяет эффективно обнаруживать и селектировать цели на фоне помех, особенно в ночное время. У "Жук-МЭ" разрешение 5х5м, у "AN/APG-81" этот параметр на порядок лучше. Полагают, что "AN/APG-81" в состоянии обнаружить СУ-27 на дистанции 350 км.
Американские АФАР-радары использует при работе широкополосный щумоподобный сигнал пониженной мощности, который довольно трудно обнаружить. Такой режим - это главное преимущество АФАР, т.к. каждый из его многочисленных ППМ могут одновременно работать на разных частотах. Такой режим недостижим у радаров на пассивных ФАР, например у новейшего радара "Ирбис-Э" на Су-35. Зато радары на пассивных ФАР намного дешевле и проще !
В ПФАР тоже применяется технология электронного сканирования луча, но при помощи многочисленных фазовращателей на специальных ферритах. Бомбандировщик В-1В, разведчик E-8J, МИГ-31, СУ-34, СУ-35 имеют радары с ПФАР. Радары с ПФАР в наземных комплексах ПВО применяются значительно чаще, чем на самолётах. Мало кто знает, что СССР был мировым лидером в области ПФАР и обгонял в 80-е годы даже США.
Кабина МИГ-35
В АФАР-антенне "Жук-А" каждое из 1016-ти приемопередающих устройств может самостоятельно сканировать воздушное пространство: отклонение луча +-60 градусов во все стороны.
"Жук-А" видит обычный истребитель на дальность 200 км, может сопровождать 30 целей и атаковать 8 из них. Цели: воздушные, надводные и наземные. Есть режим картографирования местности, как у радаров на F-22 и F-35.
Разработчик радаров семейства "Жук" - "Фазотрон-НИИР".
Преимущества радара "Жук-А":
Широкая полоса частот позволяет интегрировать радар с системой помех, передачей данных и др. Т.е. не нужно под каждую систему городить отдельную антенну.
Высокая надёжность за счёт отсутсвия сложной механики сканирования антенны.
Повышена излучаемая мощность радара, только один элемент АФАР имеет импульсную мощность 5-8 Вт в двух-сантиметровом диапазоне.
Разрешение радиолокационной карты: 1х1 м.
Вес - 220 кг
Потребляемая мощность радара - примерно 8 кВт
Приятно отметить, что отечественная электронная промышленность самостоятельно производит для АФАР сложные монолитные интегральные схемы - МИС. МИС - это основа таких систем. Для радара "Жук-А" МИС изготавливает "НПФ Микран" (Томск) и ОАО "НИИПП" (Томск) которые используют гибридные технологии. Под радар для истребителя 5-го поколения Т-50, МИС производит НПП "Исток" в г. Фрязино, который использует более прогрессивную технологию монолитных СВЧ микросхем.
Разработка и производство мощных полевых транзисторов СВЧ является сложнейшей задачей. Только самые передовые фирмы решили эту проблему, в основном - это "Fujitsu" и "Toshiba". Для производства мощных полевых транзисторов и интегральных схем (МИС СВЧ) для ППМ, государство выделяло НПП "Исток" огромные средства. По части государственных вложений - "Исток" абсолютный лидер среди предприятий электронной промышленности России. Для серийного производства МИС на "Истоке" были построены две мощные производственные линии с новейшим японским оборудованием.
Ещё целый ряд отечественных фирм занимается АФАР комплетующими, в том числе НПП "Пульсар" (Москва) и "Светлана". НПП "Пульсар" занимается проектированием приёмо-передающих модулей для АФАР L-диапазона (1-1,5 ГГц). Из модулей "Пульсара" спроектированны АФАР, которые монтируются в передней кромке крыльев "Т-50" и других новейших самолётов. В кромку крыла также планируют ставить АФАР-ЗГО, для запросчика госопознавания.
Для истребителя 5-го поколения "Т-50", НИИП им. В.Тихомирова (конкурент "Фазотрон-НИИР") разработал АФАР-радар Х-диапазона (на базе ПФАР радара "Ирбис-Э") содержащий 1526 ППМ.
Предполагаемые ТТХ радара для Т-50:
Диапазон: 8-12 ГГц
Цели: 4 наземные, 30 воздушных из них 8 - одновременный обстрел.
Дальность: ЭПР=3 кв.м - 400км, ЭПР=0,01 кв.м - до 90 км.
Углы обзора: 240 градусов это вдвое больше, чем у AN/AGP-77 за счёт дополнительного двухстепенного привода.
Мощность: 18 КВт.
Каждая модуль ППМ радара АФАР стоит больших денег, а спалить ППМ мощным внешним излучение значительно проще, чем радар ПФАР у которого многочисленные ферриты-фазовращатели спалить невозможно. Сама по себе проблема защиты входных каскадов ППМ от мощных внешних излучений является сложной технической задачей. Поэтому критика радара "Ирбис-Э" с поворотной ПФАР не вполне обоснована.
Новый бомбандировщик СУ-34 имеет радар "Хищник" Б004 с неподвижной ПФАР разработки НПО "Ленинец" (СПБ).
Помимо различных ракет, МИГ-35/29К может нести 4 корректируемые бомбы "КАБ-500Кр" с микропроцессорным телевизионным автоматом слежения. Это старая разработка советского ВПК. В ночное время эту бомбу применять невозможно, т.к. попросту не работает телевизионная камера бомбы, а наведения по спутникам нет.
Дальность пуска бомбы: 2...9 км - это мало и позволяет средствам ПВО сбить самолёт до сброса бомб.
Высота сброса КАБ-500Кр: 0,5...5 км. Отклонение: 4...7 м. Общий вес бомбы - 520 кг. Вес взрывчатого вещества - 100 кг.
МИГ-29К (МИГ-35) сможет нести и новую бомбу КАБ-500С с аппаратурой спутникового наведения. Для этой бомбы (и ракеты Х-25) московское КБ "Компас" разработало приёмник ГЛОНАСС/GPS - "ПСН-2001" (12 каналов). Эту бомбу можно применять в любое время суток.
Заявлено круговое отклонение - примерно 10 м. Высота сброса: 0,5...10 км. Дальность пуска - до 9 км - это очень мало, по сравнению с аналогичной бомбой "JDAM", которую можно сбрасывать на растоянии до 28 км от цели. В Ираке США успешно применили 6500 бомб "JDAM"...
И.Кротов
Москва
10.10.09...6.02.10 г.
Радар"Жук-МЭ" для МИГ-29К имеет поворотную щелевую антенну
"Жук-АЭ" для МИГ-35.
Радар с АФАР, разработчик - "Фазотрон-НИИР"